Работа с сопротивлением

 ЧЕМУ НАСТАВЛЯЕМЫЕ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ, КОГДА ОНИ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ?

Основная заповедь наставника – ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С СОПРОТИВЛЕНИЕМ НАСТАВЛЯЕМОГО, НЕ ВОСПРИНИМАЙТЕ ЕГО КАК НАПРАВЛЕННОЕ НА ВАС ЛИЧНО.

Почему сопротивление наставляемого может восприниматься именно так:

·        В помещении кроме вас и наставляемого никого нет

·        Наставляемый глядит прямо на вас, защищаясь и нападая

·        Именно вы должны ответить на его вопросы и среагировать на его поведение

    Тем не менее, сопротивление наставляемого направлено не на Вас, и не от вас он защищается. Он защищается от того, что ему предстоит сделать трудный выбор, принять непопулярные меры, осознать реальную проблему, которой он на эмоциональном уровне старался избегать.

    Если вас пригласили, чтобы решить существующую проблему, это означает, что наставляемый не смог решить ее самостоятельно. И не потому, что он глупее вас. Причина его неспособности решить проблему своими силами заключается в том, что он не в состоянии увидеть эту проблему ясно. Наставляемый слишком близок к проблеме, слишком велика его эмоциональная вовлеченность в любые возможные варианты решения, чтобы можно было ее решить без посторонней помощи. Именно посторонний для ситуации человек или группа людей смогут определить проблему и возможные ее решения. Либо в самой проблеме, либо в вариантах ее решения кроются неприятные факты, которые  наставляемому очень трудно осознать и принять.

СОПРОТИВЛЕНИЕ НАСТАВЛЯЕМОГО ЭТО ЕГО ЗАЩИТА ОТ НЕПРИЯТНЫХ СИТУАЦИЙ И БОЛЕЗНЕННЫХ РЕШЕНИЙ.

ВЫВОД: Когда вы имеете дело с сопротивляющимся наставляемым, попытайтесь понять причину его сопротивления. Проверьте, не беспокоят ли наставляемого проблемы потери контроля и защищенности в результате осуществления проекта.

   НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ!

Когда Фрейда как-то спросили, не является ли сигара, которую он курил, фаллическим символом, тот ответил: «Иногда сигара – это просто сигара!» Имейте в виду – не всегда возражения наставляемого можно интерпретировать как его сопротивление. Иногда наставляемый действительно не хочет что то менять.

Не доходите до паранойи, воспринимая любое возражение как замаскированное выражение тревоги. Если наставляемый прямо говорит вам: « Я не хочу этого, я в это не верю» - он имеет на это полное право. Он не сопротивляется, не обвиняет Вас, не переваливает ответственность за трудные решения. Напротив, он берет на себя ответственность за решение. Если мы с таким решением не согласны, ничего не поделаешь.

СТРАХИ И МЕЧТЫ

Хотя порой наставник и наставляемый могут действовать как противники в поединке, их тревоги и ощущения дополняют друг друга. Страхи наставляемого находят параллель в страхах наставника, и то же самое можно сказать о пожеланиях по идеальному течению наставничества.

Страхи наставляемого

Страхи наставника

Беспомощность. Бесполезность усилий. Я не в силах изменить ситуацию. Я жертва.

Я никак не смогу повлиять на ситуацию. Я не получу никакого вознаграждения за свои усилия.

Отчуждение от организации и коллег. Никто обо мне не думает, и мне тоже на них наплевать. Я здесь чужой.

Дистанция с наставляемым. Мы останемся чужими друг другу. Мы никогда не наладим доверительных отношений. Я все время буду «в роли».

Смятение, растерянность. У меня слишком много информации, я не могу ее упорядочить и четко понять.

У меня слишком мало информации. Он не хочет или не может сказать мне, что на самом деле происходит.

Оборотная сторона этих чувств – потенциал. Любой может стать лучше. По мере движения к цели задача наставника становится значительно легче.

Потенциал наставляемого

Потенциал наставника

Наставляемый имеет желание и возможность повлиять на   ситуацию. Он деятель, а не жертва.

Влияние наставника на ситуацию может быть большим. Ясна награда за усилия.

Наставляемый участвует в сложившейся ситуации, не отделяет себя от нее. Он движется к признанию трудностей.

Наставник может быть самим собой, установить доверительные отношения с наставляемым. Нет необходимости держаться «в роли».

Варианты      выбора упорядочена.

ясны.

Масса

информации

Есть      вся      необходимая понимает ситуацию.

информация.

Четко


ЧУВСТВО ЗАВИСИМОСТИ. ПРОСЬБА О ПОМОЩИ

    Климат во многих образовательных организациях вовсе не предполагает, что наставляемый имеет право просить о помощи. Организации характеризуются высоким уровнем конкуренции, поэтому просьбы о помощи, обращенные к коллегам или наставнику, могут быть расценены как проявление слабости. Вся наша культура довольно категорично требует, особенно от мужчин, чтобы они были способны решать свои проблемы самостоятельно и ни в чем, ни от кого не зависели. Роль наставляемого, таким образом, идет вразрез с общекультурными установками. Это нелегко. Сопротивление частично порождается дискомфортом, возникающим из-за необходимости быть зависимым и просить о помощи.

    Существует и еще одно похожее чувство, которое делает нелегкой роль наставника - чувство, что ты не в силах помочь. Когда наставляемый чувствует, что реальной помощи вряд ли стоит ждать, это может послужить серьезным препятствием в работе педагога. И напротив, никакое техническое решение не принесет результата, если у наставника не будет энергии на то, чтобы применить его на практике. При этом ощущение, что "помощи ждать не откуда" обычно подсознательно, поэтому основной задачей является вынесение его на осознанный уровень. Только после того как участник процесса осознает, что его поглотило чувство безысходности, у него может появиться надежда.

Когда мы просим о помощи, мы, во-первых, хотим получить решение проблемы, а во- вторых, услышать, что все, что мы пытались делать сами для ее решения, было выполнено безупречно.

    Один врач однажды сказал, что люди приходящие на лечение, хотят не изменений, а лишь подтверждения, что все в порядке. Однако, было бы нелепо, если бы наставляемый пригласилнаставника, а потом сказал бы ему, что никакие изменения вовсе не нужны и что он не хочет учиться ничему новому. Это было бы нерационально, но в этом-то и дело. Сопротивление - это эмоциональный, а не рациональный или интеллектуальный процесс.

    В мире эмоций два противоположных чувства могут сосуществовать одновременно, и при этом, быть совершенно искренними. Наставляемый может на самом деле хотеть научиться чему-либо и решить свою проблему. Но при этом он также хочет получить поддержку и одобрение, он хочет, чтобы ему сказали, что он решает эту проблему лучше всех. Правильным подходом в этом случае будет являться уклонение. Сопротивление и само в данном случае представляет собой своего рода уклонение. Когда мы помогаем сопротивлению выразиться, оно само собой ослабевает, и затем мы работаем с наставляемым, который готов и хочет учиться и принимать помощь.

    Безукоризненная работа с сопротивлением основывается на понимании двойственности ситуации, когда человек находится в положении наставляемого и принимает эту позицию как нормальную.

РАБОТА С СОПРОТИВЛЕНИЕМ

Существует несколько способов, к которым наставник может прибегнуть, чтобы помочь наставляемому пройти стадию сопротивления и приступить к решению проблемы. Во-первых, наставник может позволить сопротивлению наставляемого выплеснуться и затихнуть, как если бы это был шторм, вместо того, чтобы бороться с ним напрямую.

Чувства проходят и меняются, если им дают возможность выразиться открыто. Мастерство наставника, в данном случае, будет заключаться в способности попросить наставляемого выразить словами то, что он чувствует, его тревоги и сомнения. А лучший способ расположить человека к искренности, это быть искренним самому.

Если вы боретесь с сопротивлением, то вы добьетесь лишь его усиления. Если наставляемый оспаривает вашу методологию (и делает это более 10 минут подряд), а вы пытаетесь ее защищать, цитируя ссылки и вспоминая другие случаи, то наставляемый в результате будет расстроен еще больше. Он будет еще более усердно искать недостатки в ваших методах, чем в начале вашей беседы. Хорошей альтернативой безоговорочной защите вашего метода может стать выяснение, конкретных проблем наставляемого. Если вы переключите внимание наставляемого на его собственные проблемы и заставите его говорить о них, то "гроза" пройдет сама собой, и вы сможете спокойно обсудить насколько важны и применимы ваши методы.

 

ТРИ ШАГА ПРИ РАБОТЕ С СОПРОТИВЛЕНИЕМ

 

1

Попробуйте для себя определить какую именно форму принимает сопротивление в данном случае. Необходимо научиться замечать подсказки в поведении и речи НАСТАВЛЯЕМОГО, а затем про себя сформулировать то, что вы видите.

2

Сформулируйте форму, которую приняло сопротивление , используя как можно более нейтральную лексику. Это называется: "вербализовать сопротивление". Самое главное здесь - это умение выбрать нейтральную лексику.

3

Выдержите паузу. Позвольте клиенту ответить на ваше высказывание о сопротивлении.

 

Шаг 1 "Обнаружение подсказок"

Выработка навыка работы с сопротивлением требует знания той формы, которую оно принимает, где первым шагом будет способность заметить, что происходит. Далее приведены несколько способов идентификации "подсказок".

"Доверяй тому, что видишь, а не тому, что слышишь".

Обращайте внимание на невербальный аспект общения с наставляемым. Обратите внимание:

· Все время отодвигается от вас

· Принимает замкнутую позу

· Указывает пальцем и при этом сжимает второй кулак

· Каждый раз, когда вы говорите, качает головой

· Услужливо наклоняется к вам

· Каждый из этих знаков говорит о, том что клиент чувствует некую неуверенность и скорее всего проявляет скрытое сопротивление.

"Слушай себя".

    Другой способ обнаружения сопротивления это внимательное прислушивание к своим собственным ощущениям. Когда вы начинаете чувствовать стесненность при общении с наставляемым, это может являться сигналом сопротивления с его стороны. Особенно это справедливо, если вы начали чувствовать скуку или раздражение. Когда дискуссия ведется о реальных проблемах, она не порождает скуку или раздражение. Если же вы зеваете или подавляете негативные чувства, это явный знак сопротивления. Все эти знаки являются сигналами того, сто пора формулировать тип сопротивления, с которым вы столкнулись на этот раз.

Повторы и сигнальные фразы.

    Однозначным сигналом сопротивления можно считать то, что вам уже третий раз объясняют одно и то же. Или если вам приходится в третий раз отвечать на тот же самый вопрос. Повторы идей и вопросов являются сопротивлением, так как первое объяснение или ответ не выполнили своей функции, не дошли до оппонента. За этим стоит какая-то проблема, которая проявляется в повторении.

К таким же сигналам относятся и фразы, которые должны указывать вам на то, что наставляемый не чувствует себя понятым:

·        Вы должны понять, что…

·       Позвольте, я вам кое-что объясню…

·       Я бы хотел быть уверен, что это не академическое исследование…

Эти фразы ставят консультанта в положение человека, чуть было не совершившего серьезную ошибку, и спасенного только разъяснением наставляемого.

Шаг 2 "Вербализация сопротивления"

    Как только вы выявили сопротивление, следующим шагом является необходимость облечь его в слова. Назовите его. По возможности следует использовать нейтральную повседневную лексику. Искусство в том, чтобы описать форму сопротивления, с которой вы столкнулись, таким образом, чтобы побудить наставляемого к более открытому выражению тех сомнений, которые он или она испытывает. Ниже приводятся примеры сопротивления и возможные фразы их описывающие:

Форма сопротивления

Вербальное выражение

Наставляемый избегает ответственности за     проблему или ее решение

Вы не осознаете себя частью сложившейся ситуации (проблемы)

Избыток деталей в описании проблемы

Вы предоставляете мне больше деталей, чем мне нужно. Как бы вы сформулировали это одним предложением

Односложные ответы

Вы даете очень короткие ответы. Не могли бы вы рассказать побольше.

Смена темы разговора

Тема разговора все время меняется. Не могли бы вы сконцентрироваться на чем ни будь одном для начала.

Согласие со всем

Кажется, вы готовы делать абсолютно все, чтобы я ни предложил. Я не могу понять, что вы на самом деле думаете.

Молчание

Вы все время молчите. Я не могу решить, как мне следует понимать ваше молчание.

Требование решений

Еще слишком рано предлагать какие либо решения. Я пока пытаюсь разобраться в сути…

Атака

Вы подвергаете сомнению большинство моих шагов. По-моему вы злитесь на что-то.

Оспаривание методологии

Вы задаете очень много вопросов о моих методах. У вас есть сомнения по поводу надежности результатов?

Интеллектуализация и жонглирование великими теориями

Каждый раз когда мы вплотную подходим к плану действий, вы возвращаетесь назад к теориям о том, что собственно происходит.

Неопределенность и запутанность

По моему у вас много сомнений по поводу того, что мы обсуждаем. Вы сомневаетесь из-за самой проблемы или по поводу путей ее решения?

Низкая энергетика, невнимание

Кажется, что вы больше озабочены другими вещами и у вас  не остается энергии на обсуждение этого проекта.

 

Лучше всего использовать повседневный язык, так чтобы фраза звучала просто и прямо.

Если вербализация сопротивления не срабатывает, можно попробовать сформулировать ваши собственные чувства по поводу дискуссии.

Когда вы сталкиваетесь с сопротивлением, вы обычно расстраиваетесь и чувствуете себя неловко. Иногда вы чувствуете что вы не достаточно умны или нужны. Попытайтесь сформулировать и высказать свои ощущения:

·        Меня очень расстроил сегодняшний разговор.

·        Мне кажется, что мои замечания кажутся вам не очень важными или правильными.

    Иногда наставляемый задумается и спросит вас, на чем основываются ваши чувства, и это даст вам шанс перейти к обсуждению самой проблемы. Однако, выражение ваших чувств подразумевает больший риск, чем вербализация сопротивления. Наставляемый может оказаться все равно как вы там себя чувствуете, это все равно не имеет отношение к работе. Но высказывание своих ощущений является шагом к тому, чтобы быть искренним, а искренность и естественность может подвигнуть наставляемого к большей открытости.

Шаг 3 «Пауза ответ на сопротивление»

    После того как наставник вербализовал сопротивление наставляемого, у него может возникнуть желание говорить дальше. Но разговор тогда будет вестись с наставляемым, у которого отсутствует мотивация. Обычно, мы продолжаем говорить, чтобы снять напряжение, возникшее в дискуссии. Не продолжайте разговор. Скажите нейтральную фразу о сопротивлении и молчите, даже если напряжение и останется.