Методические рекомендации по организации наставничества на территории Воронежской области
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях обеспечения единообразного применения Закона Воронежской области от 06.10.2011 № 132-ОЗ «О первом рабочем дне выпускников и трудовом наставничестве» на предприятиях Воронежской области. Наставничество на предприятиях – разновидность индивидуальной учебной и воспитательной работы с работниками (далее – обучаемые), представляющая собой целенаправленную деятельность руководителей и (или) наиболее опытных сотрудников предприятия по подготовке обучаемых к самостоятельному или более эффективному выполнению функциональных обязанностей в соответствии с замещаемой должностью.
Целью
наставничества является оказание помощи обучаемым, в отношении которых
осуществляется наставничество, в приобретении необходимых профессиональных
навыков выполнения должностных обязанностей, адаптации в коллективе, а также
воспитании дисциплинированности и заинтересованности в результатах труда.
Основными
задачами наставничества являются:
- ускорение процесса
профессионального становления, оказания помощи в профессиональной и должностной
адаптации обучаемого, в отношении которого осуществляется наставничество;
- выработка у обучаемых
высоких профессиональных и моральных качеств, адаптация обучаемых к корпоративной
культуре добросовестности, дисциплинированности, сознательного и творческого
отношения к делу, способности самостоятельно, качественно и ответственно
выполнять должностные обязанности;
- оценка профессиональных
знаний и навыков обучаемых исходя из результатов исполнения возложенных на них
должностных обязанностей, а также осуществление мероприятий, предусмотренных
индивидуальными планами обучения;
- адаптация обучаемых к
корпоративной культуре, усвоению традиций и правил поведения в соответствующем
структурном подразделении предприятия;
- оказание моральной и
психологической поддержке обучаемому в преодолении профессиональных трудностей,
возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- содействие обучаемому в
освоении эффективных форм и методов служебного взаимодействия, развитии
способности самостоятельно повышать свой профессиональный уровень.
Участники процесса
наставничества:
- обучаемый;
- наставник – лицо,
назначаемое ответственным за профессиональную и должностную адаптацию
обучаемого на предприятии;
- непосредственный
руководитель – лицо, управляющее прочесом наставничества;
- кадровая служба,
работник, в должностные обязанности которого входит организация и ведение
кадровой работы на предприятии – лицо, координирующее процесс организации
наставничества на предприятии, осуществляющее организационное и
документационное сопровождение процесса наставничества.
2.
Организация наставничества
Задача
наставника – передать сотруднику опыт и знания. Необходимые для работы, помочь
в организации рабочего места и процесса трудовой деятельности.
Наставничество
устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости
от уровня профессиональной подготовки обучаемого, его индивидуальных способностей
к накоплению и обновлению профессионального опыта, установленного
испытательного срока.
Утверждение
работника с его согласия в качестве наставника конкретного обучаемого
производится локальным актом организации работодателя о приеме (переводе) на работе
работника (обучаемого) с указанием срока наставничества.
Наставник
осуществляет наставничество в отношении не боле чем трех обучаемых
одновременно.
Замена
наставника может производиться в следующих случаях:
- расторжение трудового
договора с наставником;
- перевода наставника или
обучаемого на иную должность к другому работодателю;
- неисполнения
наставником своих обязанностей;
- по просьбе наставника или
обучаемого.
Работнику
за выполнение работ по наставничеству устанавливается доплата в размере,
определяемом локальным актом организацииработодателя.
Заключение
договора на выполнение работ по наставничеству производится по форме,
установленной в организации.
3.
Права и обязанности наставника и обучаемого
Наставник
имеет право:
- участвовать в
обсуждении вопросов, связанных с наставничеством;
- вносить предложения
работодателю о поощрении обучаемого или о
привлечении обучаемого к
дисциплинарной ответственности;
- обращаться к
работодателю с мотивированным заявлением о
сложении с него
обязанностей наставника в отношении конкретного
обучаемого по причине
личного характера или успешного овладения обучаемым необходимыми
профессиональными знаниями, умениями и навыками;
- на оплату за выполнение
работ по наставничеству.
Наставник
обязан:
- ознакомить обучаемого с
нормативными правовыми актами, технологической документацией,
учебно-методическими и иными документами, регламентирующими его трудовую
деятельность;
- разработать и представить
на утверждение работодателю индивидуальный план обучения;
- привлекать обучаемого к
участию в проводимых собраниях, совещаниях и иных мероприятиях;
- оказывать методическую
и практическую помощь обучаемому в приобретении навыков для выполнения трудовых
обязанностей, осуществлять контроль его трудовой деятельности, своевременно
выявлять допущенные ошибки и недостатки в работе и совместно с обучаемым принимать
меры к их устранению;
- всесторонне изучать
деловые качества обучаемого, его отношение к выполнению трудовых обязанностей,
к коллегам по работе;
- по итогам
наставничества представлять отзыв. В котором должна содержаться информация о
выполнении обучаемым индивидуального плана, его деловых качеств и готовности к
самостоятельному выполнению трудовых обязанностей.
Обучаемый
имеет право:
- пользоваться имеющейся
у работодателей правовой, учебно-методической и иной документацией по вопросам,
связанным с исполнением трудовых обязанностей;
- в индивидуальном
порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с
трудовой деятельностью;
- подавать мотивированное
заявление работодателю о замене наставника.
Обучаемый обязан:
- выполнять
индивидуальный план обучения;
- добросовестно выполнять
трудовые обязанности;
- изучать нормативные
правовые акты, локальные акты работодателя, необходимые для выполнения его
трудовых обязанностей.
Локальным
актом организации – работодателя могут устанавливаться иные права и обязанности
наставника и обучаемого.
4. Завершение наставничества
Не
позднее пяти рабочих дней со дня завершения периода осуществления
наставничества наставник готовит отзыв об итогах выполнения обучаемым
индивидуального плана обучения с последующим представлением на утверждение
непосредственного руководителя.
Эффективность работы
обучаемого и степень его адаптации в коллективе по результатам наставничества
оцениваются по показателям, которые указываются в отзыве об итогах выполнения
обучаемым индивидуального плана обучения.
В
разделе «Вывод» указывается объем и качество, выполнение индивидуального плана
обучения, готовность обучаемого к самостоятельному исполнению должностных
обязанностей. Своей подписью наставник удостоверяет факты выполнения
мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом обучения.
В
разделе «Рекомендации по результатам осуществления наставничества» отмечаются:
-основные
профессиональные трудности, возникающие у обучаемого и совершенствования уровня
специальных знаний;
- вопросы, которые
необходимо дополнительно изучить обучаемому в целях совершенствования уровня
специальных знаний;
- указание направление
необходимой подготовки.
Заключение
об итогах выполнения обучаемым индивидуального плана обучения может
использоваться при определении результатов испытания сотрудника в том случае,
если такое испытание было установлено. В течение пяти рабочих дней по
завершению наставничества обучаемый заполняет анкету о процессе прохождения
наставничества и работе наставника, включая оценку деятельности наставника,
наставник заполняет анкету о результатах работы обучаемого.
Индивидуальный
план обучения, отзыв об итогах выполнения обучаемым индивидуального плана
обучения, анкета о процессе прохождения наставничества и анкете о результатах
работы обучаемого представляются в кадровую службу предприятия, непосредственно
руководителю, в должностные обязанности которого входит организация и ведение
кадровой работы, не позднее трех дней со дня утверждения отзыва.
Утвержденный
непосредственным руководителем отзыв об итогах выполнения индивидуального плана
обучения приобщатся к личному делу обучаемого.
Результаты
работы наставника, учитываются при проведении аттестации наставника, продвижения
его по службе, материальном и нематериальном стимулировании.